Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Описание структуры и содержания инновационной модели.

Дата: 16 апреля в 16:04, Обновлено 16 апреля в 16:06
Автор: Скорб Н. В.
Описание структуры и содержания инновационной модели.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста характеризуется целостностью, взаимосвязанностью целей, задач, педагогических средств, строится на основе комплексной диагностики интересов детей, ценностных ориентаций педагогов и родителей воспитанников, развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, ориентировано на интеграцию познавательной, деятельностно-практической и эмоционально-личностной сфер личности и включает в себя диагностический, развивающий и результативный этапы.
Целостность технологии педагогического сопровождения имеет структурный и содержательный аспекты и обеспечивается единством компонентов технологии на основе общей цели, ориентированностью на индивидуальное развитие ребёнка и взаимодействием всех участников игровой деятельности на каждом из этапов её реализации.
Модель педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр дошкольников представлена следующими системными характеристиками: цель и задачи педагогического сопровождения, факторы, условия, компоненты, методы и приёмы.
Основной целью педагогического сопровождения является научное психолого-педагогическое обеспечение сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста и оптимизация педагогического взаимодействия педагога и детей в сюжетно-ролевых играх.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
1. в выявлении трудностей детей при самостоятельной организации ими сюжетно-ролевых игр;
2. в оказании детям своевременной помощи и поддержки на протяжении всего процесса сюжетно-ролевой игры с учётом всех структурных компонентов игры (замысла, содержания, сюжета, роли, игровых действий, игровых правил и игрового использования игрушек и предметов-заместителей);  в подборе средств реализации задуманного; в выборе наиболее эффективного игрового маршрута; в сохранении и развитии игровых интересов детей;
3. в создании и проектировании условий для успешного развития сюжетно-ролевой игры как творческой совместной деятельности и достижения детьми дошкольного возраста высокого уровня развития сюжетно-ролевых игр;
Реализация задач наиболее успешно будет осуществляться с точки зрения личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, основанного на представлениях о совместной деятельности. С точки зрения такого подхода каждый из участников может брать на себя осуществление любого из компонентов общей деятельности: исполнение отдельных операций или их сочетаний.
Рассмотрим факторы педагогического сопровождения педагога с детьми, обеспечивающие развитие сюжетно-ролевых игр:
• игровая позиция педагога обеспечивает включение педагога в совместную с детьми игру и способствует созданию условий для развития их самостоятельной игры
• ценностное отношение к ребёнку как равноинтересному партнёру общения позволяет создать эмоционально–положительную направленность ребёнка на партнёров по игре и обеспечивает эмоциональную приподнятость и непринуждённость в процессе общения и развития сюжетов игры;;
• появление разнообразных сюжетов в играх, использования детьми различных способов и средств реализации задуманного автоматически отрицает жёсткую детерминированность в организации и руководстве сюжетно-ролевой игры
• открытость и восприимчивость педагога к возникающим новообразованиям предполагает повышение творческих способностей детей, их умение действовать в новых условиях, меняя способы деятельности;
Условия педагогического сопровождения:
• установление субъект - субъектных отношений и особого взаимодействия педагогов и детей в сюжетно-ролевых играх через игровую позицию педагога;
• вооружение детей социально-ценностными представлениями, способами регуляции поведения и навыками культуры общения со сверстниками в игре, умениями обустраивать игру и самостоятельно моделировать игровое пространство при реализации игровых замыслов.
• осмысление педагогами и родителями важности развития сюжетно-ролевых игр;
• выявление наиболее важных особенностей сюжетно-ролевых игр, игрового поведения, интересов и ценностных ориентаций детей в рамках модели педагогического сопровождения осуществляется в процессе диагностической деятельности педагога дошкольного учреждения, которая является основой планирования игр, определения форм, средств и методов взаимодействия.
Центральным образованием модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр является особым образом организованное взаимодействие педагога с детьми, которое способствует эффективному развитию игровой деятельности и личности дошкольника.
Содержательные компоненты взаимодействия предусматривают интеграцию:
когнитивного – знание педагогами сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений и интересов, ценностно-смысловых ориентаций родителей и воспитанников,   структурных компонентов сюжетно-ролевой игры,   способов её моделирования с учётом индивидуально-личностных особенностей, интересов,  предпочтений и степени освоения опыта игровой деятельности современными дошкольниками, владение умением провести диагностику межличностных отношений и общения педагогов и детей в сюжетно-ролевой игре, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства
задач, стоящих перед педагогом и детьми.
  В процессе когнитивного взаимодействия педагога с детьми последними
  • осваивается предметный и социальный мир;
  • расширяется спектр игровых интересов;
  • появляются, игровые замыслы, в которых сочетаются реальные и вымышленные события (из книг, мультфильмов);
  • игровые замыслы оформляются в речи;
  • формируется игровая роль и ролевая речь;
  • осваивается умение использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий;
  • содержание  и структура сюжетов игр усложняется;
  • основное содержание сюжетно-ролевых игр связано с творческим отражением отношений в мире людей.
  • формируется умение планировать игру;
  • усваиваются правила и нормы поведения со взрослыми и сверстниками.
К концу дошкольного возраста у детей появляются новообразования:
– произвольность;
– воображение;
– знаковая функция сознания.
деятельностно-практического – игра строится как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение, используются содержательно-организационные и управленческие механизмы игрового взаимодействия по созданию игровой среды и изменению игрового пространства, в ней наблюдается развитие игровой динамики (от постановки замысла игры до его реализации); в сюжетно-ролевой игре педагог и дети постоянно контактируют, координируют действия на основе взаимного содействия, сопереживают, изменяют способы  поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга, определяют творческий характер отношений.
При реализации деятельностно-практического взаимодействия появляются устойчивые игровые объединения, в которых дети овладевают важными умениями:
  • коммуникативными: договариваться о тематике игры; о последовательности совместных действий; развитии сюжетов; налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться; убеждать, действовать; решать конфликты;
  • организационными: справедливо распределять роли: подбирать игрушки, атрибуты, игровое оборудование и вместе обустраивать игровое пространство; совместно планировать игру; коллективно возводить постройки, необходимые для игры; комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет;
  • у детей развивается инициативность;
  • творчество.
  • эмоционально–личностного компонентов – наблюдается  эмоционально-положительный фон взаимодействия взрослых и детей, отсутствие принуждения,  обоюдный интерес  друг к другу, понимание мотивов поведения; осуществляется поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности. Проявляется внимание к мнению и предложениям друг друга, эмоциональная готовность к совместной деятельности, уважение позиций друг друга, стремление к официальному и неофициальному общению друг с другом.
Дети овладевают умениями:
  • создавать выразительные игровые образы  с помощью средств реализации замысла: интонаций, действий, жестов, мимики, пантомимики, движений;
  • обретают чувство самоценности, которое во многом определяется  положением ребёнка в игре, его успехами в игре.
Методы и приёмы взаимодействия в сюжетно-ролевой игре:
     Педагог включает детей в совместную игру со сверстниками через использование приёмов внесения игрушек, разработанных О.К. Васильевой:
– создание игровых проблемных ситуаций;
– показ инсценировок театра игрушек;
– дидактические игры;
– сценки–загадки кукольного персонажа.
Формы взаимодействия:
  • индивидуальное общение педагога с ребёнком по выработке игровых умений;
  • организация совместной сюжетно-ролевой игры с подгруппой детей в младшем и среднем дошкольном возрасте;
  • коллективная игра в старшем дошкольном возрасте.
Педагог организует и сотрудничает с ребёнком по изготовлению атрибутов для игры, изготовлению элементов костюмов (заказы могут поступать в специальный «ящик для заказчиков», который по предложению детей постоянно висит в уголке «Умелые руки»).
Форма заказов условно выражается в виде рисунка. 1-2 раза в неделю педагог вместе с детьми изучает, классифицирует заказы, создаёт группы по их изготовлению (А.И. Матусик):
– организуются и проводятся конкурсы костюмов, конкурсы на интересные ролевые действия, на выразительность речи, жестов, мимики, пантомимики.
– проводятся беседы, совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций.
– взрослый использует игровое комментирование событий, предлагает «написать» письмо своим друзьям в другой детский сад о том, как они играют.
 – используются такие методы, как: составление рассказа о герое – персонаже игры, драматизация отдельных ситуаций с участием главного героя, чтение произведений и обобщающие беседы о людях схожих профессий, сравнение содержания созданного детьми игрового образа с героем произведения и т.п.
 В результате взаимодействия взрослых и детей сюжетно-ролевая игра пройдёт большой путь своего развития: от репродуктивной – к реконструктивной – вариативной – творческой самостоятельной.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведённая работа по внедрению  модели взаимодействия взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх позволит обеспечить:
– качество дошкольного образования:
– оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, детей и их родителей в сюжетно-ролевых играх;
– повысить уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников;
– обеспечить успешное социокультурное развитие дошкольников через развитие способности вносить в игры разнообразное социальное содержание, взаимодействия
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.