Семинар-практикум «Двигательная активность – залог здоровья воспитанников»
Цель: систематизация профессиональных знаний, умений и навыков педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через оптимизацию двигательной активности и пропаганду ЗОЖ.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он действует, бегает, кричит, пусть находится в постоянном движении»
Жан-Жак Руссо
Первые шесть лет жизни – это годы бурного психического и физического развития ребенка, организм которого и его функции ещё далеко несовершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребенка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.
Проводимые в детских садах утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, закаливающие процедуры и т.д. окажут положительные воздействия лишь в том случае, если будут удовлетворяться потребность ребенка в движении.
Уважаемые коллеги на ваших столах лежат буквы. Напишите на них слова, связанные со ЗОЖ
«3» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щетка, зубная паста.
«Д» - движение, дыхание, доброта, деревья.
«О» - осанка, обувь, одежда, обед, овощи.
«Р» - развитие, радость, режим дня.
«О» - опрятность, осторожность.
«В» - вода, воздух, витамины.
«Ь» - ---
«Е» - еда.
А сейчас давайте с вами разгадаем кроссворд
-
Один из природных закаливающих факторов (вода).
-
Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
-
Бегун на короткие дистанции (спринтер).
-
Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
-
Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
-
Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
-
Вид спорта (альпинизм).
-
Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
-
Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
-
Спортивный инвентарь (коньки).
-
Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
-
Вид активного отдыха (туризм).
-
Витаминный напиток (морс).
-
Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон)
Все перечисленные слова связаны со ЗОЖ, а двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.
Ввиду того, что двигательная активность – это потребность детей дошкольного возраста в движении, необходимо при ее организации уделить большое внимание ее компонентам.
Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности включают:
1.организованную физкультурно-оздоровительную деятельность:
-
утренняя гимнастика (ежедневно, начиная с группы второго раннего возраста),
-
физкультурные занятия (первая младшая группа – 2 раза в неделю 10 минут; вторая младшая группа – 3 раза в неделю 15 минут; средняя группа – 20 минут 3 раза в неделю; старшая группа – 25 минут 3 раза в неделю),
-
индивидуально-дифференцированные занятия с детьми,
-
подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно),
-
физкультурный досуг (1-2 раза в месяц во второй младшей группе,
2 раза в месяц в средней и старшей группах), -
физкультурный праздник (4 раза в год в средней и старшей группах),
-
день здоровья (4 раза в год в средней и старшей группах);
2.самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке);
3.совместную физкультурно-оздоровительную образования и семьи.
А сейчас вы продемонстрируете свои знания о двигательной активности
«Блиц - опрос» (Слайд 6)
Какие формы организации двигательной активности отсутствуют в первой младшей группе (физкультурный досуг, день здоровья)
Отличие компонентов первой прогулки и второй прогулки (наблюдение, подвижные игры и физические упражнения, трудовая деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность)
Сколько раз питаются дети с 10,5-часовым пребыванием в учреждении дошкольного образования (3 раза в день)
Продолжительность физминуток в каждой возрастной группе (2 младшая группа-1,5-2 мин.; средняя группа-2-3 мин.; старшая группа- до 3 минут)
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке.
Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.
Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели.
В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать четкое объяснение вместо показа упражнения самому или упражнения показывает ребенок.
Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе), так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка. В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:
-
упражнения на восстановление дыхания
-
пальчиковые гимнастики,
-
упражнения для глаз,
-
упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.
Физминутки - снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Требования к физминуткам:
-
проводить на начальном этапе утомления (8-11 минута занятия);
-
подбирать упражнения, хорошо знакомым детям, занимательные; предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
-
комплексы физминуток подбирать в зависимости от вида занятия и его содержания;
-
физминутки проводить разные по содержанию и форме, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, и результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Физкультминутка с педагогами (Слайд 8)
Один из немало важных компонентов двигательной активности являются подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Именно на прогулке происходит организация подвижных игр с детьми, ведь в помещении осуществление многих очень затруднительно.
А как же выбрать игру в зависимости от времени года, погоды, температуры воздуха? В холодный период лучше начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом и прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. После окончания подвижных игр необходимо заняться ходьбой или малоподвижной деятельностью, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку.
А сейчас предлагаю вам поиграть.
Образовательная область «Физическая культура»
Педагоги подбирают соответствия задач, подвижных игр с учебной программой по каждому возрасту.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности.
Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей. Нагрузка эта распределяется в течении дня с учетом времени, наиболее подходящего для той или иной деятельности, носит волнообразный характер.
Рефлексия «Цепочка доброты»
Станьте в круг, и мы поиграем. Итак, каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся.
Наша цепочка не прервалась, и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.
Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Сегодня вы активно поработали, так давайте наградим себя аплодисментами.
Литература:
-
Дедулевич, М.Н. Физкультурные занятия с детьми в разновозрастной группе: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь: Выснова, 2017, 2018. – 192 с.
-
Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Нац. ин-т образования, 2019.
-
Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 133, [3] с.
-
Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 88 с.