26.11.2015 ПЕДСОВЕТ
Результаты работы над годовой задачей «Формирование исследовательского поведения детей дошкольного возраста посредством создания социокультурной предметно-развивающей среды» нашли своё воплощение в повышении качества образовательного процесса с дошколятами и в проектно-исследовательской деятельности педагогов.
В рамках тематического контроля была изучена деятельность педагогов групп № 1, 4, 8, 9, 10,12
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение (например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему?). При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом.
Коллективные просмотры к педагогическому совету
Пашковская А.Г.
тема "В гости в Звукарику" (ИКТ)
Невгень Т.В.
тема "Удивительный мир магнитов"
(нерегламентированная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста)
Мисюкевич О.Я.
тема "Клуб юнных исследователей"
(занятие по образовательной области "Ребёнок и природа"в средней группе)