Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для родителей старшей группы "Звуковой анализ слова"

Дата: 10 мая 2017 в 00:27
847 просмотров

Консультация для родителей старшей группы

Звуковой анализ слова

  После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

    Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа.

  При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:  выделение звука из слова, определение первого звука,  установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

   Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

 Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать

  для анализа:

слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его  произнесением, значит слово трудно для анализа.  Ниже приводится перечень слов,     в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.      

Слова с ударными гласными в начале слова

(для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова

(для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слов с сонорными согласными звуками в начале слова

(для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

Слова с ударными гласными в начале слова

(для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова

(для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

  У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

   И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

   Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова

(для выделения первого звука в слове).

  Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

  Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

      Слова с глухими согласными звуками на конце слова

(для определения последнего  звука в слове).

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

 П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

      Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Изображение

«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

«Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове.

«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.