Родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о формировании и развитиии восприятия времени у ребенка дошкольного возраста.
Восприятие времени - отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.
У ребенка ознакомление со временем начинается с усвоением выработанных человечеством обозначений и мер времени. Осознать их нелегко, поскольку они имеют условно-относительный характер Отрезки времени, обозначены словами «сегодня», «завтра», «теперь», непрерывно меняются: то, что накануне называлось «завтра», становится «сегодня», а на следующий день – «вчера». Один и тот же промежуток времени воспринимается по-разному зависимости от содержания и характера деятельности ребенка, его состояния на тот момент: если, например, ожидает привлекательную событие, кажется, что время идет очень медленно. Поэтому дети дошкольного возраста долго не понимают логики временных отношений, не воспринимают длительные временные периоды, им недоступно понимание таких категорий, как «год», «век», «эпоха».
В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем - играют, занимаются, обедают; вечериом ложатся спать; ночью спят. Легче они определяют ночь и утро, несколько труднее - вечер и день. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени («утро - свет, когда солнышко встает» и т.д.).
Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы.
По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольные учреждения, часто называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональную насыщенности, особой значимости (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями понедельник - снова идти в дошкольное учреждение).
Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью ребенка, обозначает их словом, включает в различные жизненные ситуации.
Упражнение 1. «Паровоз Неделька»
Цель: на развитие представлений о названиях дней недели и их порядке.
Вместе с ребенком можно сделать паровоз «Неделька», в котором каждый из вагончиков – определенный день недели. Обратить внимание ребенка на то, что вагончики располагаются в определенной последовательности и названия дней недели созвучны их порядковому номеру: четвертый вагончик – четверг и т.п.
Обратить внимание ребенка на наличие выходных дней недели и рабочих (можно провести аналогию – ребенок ходит в детский сад по рабочим дням, а в выходные дни остается дома).
Упражнение 2. «Сутки»
Цель: развитие представлений о частях суток.
Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь в детском саду утром?» и т.д.
После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите разложить эти картинки самостоятельно в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.
Упражнение 3. «Времена года»
Цель: развитие представлений ребенка о временах года.
Покажите ребенку 4 картинки с изображением природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины, желтый лист, кочан капусты, белка делает запасы, дети в осенней одежде идут с корзинками к лесу, деревья с желтыми листьями и т.п.
Расспросите ребенка о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы строят гнезда? и т.д. Через 1–2 дня ребенку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.
Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте игру дальше, подготовьте другие картинки, постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.
Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка представлений о месяцах.